«Чин освещения воды копием»относится к обряду освящения воды, который проводится в православной церкви. Этот обряд напоминает о крещении Христа в реке Иордан и символизирует духовное очищение и обновление. В процессе освящения воды молитвами и благословениями священник просит Бога просветить и освятить воду, чтобы она стала источником духовного силы и исцеления.
Во время главного христианского богослужения, на котором совершается великое таинство, читается молитва на копие, когда поступают особые прошения от прихожан. Последнее время, прихожане все чаще слышат про «чин копия». Во время молитвы освящается вода с помощью соприкосновения с ней элемента богослужебной утвари. Освященной водой батюшка помазывает недужих после литургии. Чин копия входит в состав чинов врачевания.
Разъяснения относительного данного чина имеются в «Настольной книге священнослужителя». Если внимательно прочитать имеющиеся разъяснения, становится ясно, что чин освящения воды копием используется не во всех регионах. Является одним из способов освящения воды через соприкосновение. Вода является древнейшим религиозным символам. Она способно даровать жизнь и отнимать ее. В Священном Писании вода занимает одно из ключевых мест. В книге Библии рассказано, что первый человеческий мир был уничтожен потопом. Именно такой способ избрал Бог, когда решил уничтожить мир, где зла стало намного больше, чем добра. У воды есть и третий символ – это очищение.
Сегодня чин «омовение мощей» вытеснен обычным чином малого водосвятия. Полученную святую воду прихожане употребляют для спасения тела и души, исцеления.
Копие является элементом церковной утвари, представляет собой нож, который остро заточен и имеет треугольное лезвие. Его применяют для подготовки преподношений перед литургией. Используют для вырезания Агнца — частица, по форме напоминающая куб вырезается из просвиры (просфоры) во время проскомидии и затем прилагается в Тело Христово. Сегодня в церковной лавке можно приобрести просфору, но раньше каждая хозяйка самостоятельно пекла церковный хлеб и приносила его в церковь. В некоторых странах до сих пор можно увидеть женщину, идущую в церковь, с собственноручно изготовленной просфорой. Помимо хлеба, приносят бутылочку масла и вина. Принесенные продукты отдают священнику вместе с запиской, в которой указаны имена тех, за кого жертвуются данные продукты. Сегодня чин проскомидии включает в себя приготовление даров, поминание живых и усопших. В Русской Церкви для совершения проскомидии используют пять просфор. Основной смысл проскомидии состоит не в индивидуальной молитве, а в жертвенности. Возле Агнца собирается церковь, небесная и земная. После окончания проскомидии священник говорит: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа…». После его возгласа начинается литургия.
В Требнике напечатаны разные богослужебные чины треб и имеется «Последование, егда крест творит священник на страсть недуга со святым копием». Совершается данная служба следующим образом: до начала Божественной литургии, священнослужитель совершает краткое молитвенное песнопение, посвящённое распятию Иисуса Христа. Затем опускает копие в воду, а когда литургия заканчивается, помазывает ею недужих. Никаких других действий, кроме помазывания недужих святой водой, чином не предусмотрено.